Примеры недобросовестной рекламы

Реклама должна рассказывать аудитории о новых товарах, их характеристиках и особенностях. Да, это раздражает, но есть и польза от получения новой информации. Но существует особый вид рекламы, которая беззастенчиво обманывает потребителей. После покупки товара люди замечают расхождения между заявленными свойствами и реальным результатом. Вот тогда и начинается самое интересное. Упорные граждане начинают писать жалобы в соответствующие органы, подают в суд и привлекают СМИ. Только большая огласка заставляет компании признавать свои промахи, извиняться и даже выплачивать компенсации. Но не всегда.

Рассмотрим самые известные примеры недобросовестной рекламы в России и за рубежом.

Luminosity

Создатели популярного приложения получили штраф в 2 миллиона долларов от ФТК (Федеральная Торговая комиссия) США. В описании продукта было указано, что это тренажер для мозга, который поможет повысить успеваемость в школе, остановить возрастную потерю памяти, и даже станет профилактикой болезни Альцгеймера. В рекламе говорилось, что использование тренажера в течение 10 минут каждый день откроет полный потенциал во всех аспектах жизни. Не приложение, а просто волшебное лекарство. Но с этим не согласились люди, которые приобрели его тренажер для мозга.

ФТК признала обман компании, а сама директор оставила следующий комментарий:

У Lumosity просто не было научных подтверждений своих заявлений.

Нутелла

Кто не ел эту вкусную шоколадную пасту с орехами от компании Ferrero? Но в 2012 году в отношении нее было открыто судебное разбирательство. Причина – недостоверность. Производитель утверждал, что паста является полезным продуктом для здоровья, один из вариантов «правильного» завтрака для детей. Но если прочитать состав на этикетке (тот самый мелкий шрифт), то можно раскрыть обман Нутеллы. В 100 граммах пасты содержится огромное количество сахара и жира, что вряд ли можно считать полезным для детского организма.

Это и заметила жительница штата Калифорния. Ее аргументы в суде – была введена в заблуждение рекламой и кормила своего ребенка этим продуктом. И ему был нанесен вред. Вот что бывает, когда полностью доверяешь рекламе и не читаешь состав на этикетке.

Итог невнимательности (или все же внимательности) женщины – выплата 3 миллионов долларов от компании Ferrero. Также производитель был вынужден заплатить моральный ущерб и другим потребителям, которые приобретали шоколадную пасту в 2008-2012 годах, но суммы эти были намного меньше.

Приключения в суде научили компанию Ferrero быть более внимательной при составлении рекламных текстов. Также производитель теперь указывает содержание сахара крупным шрифтом на передней части банки.Примеры недобросовестной рекламы

Red Bull

Группа активистов всерьез восприняла слоган рекламной кампании «Ред Булл окрыляет!» и обвинила компанию в обмане. Они честно купили энергетик и выпили его, но крыльев не выросло. Еще один их аргумент – работоспособность не выросла, а внимание не концентрировалось. Вот тут и был главный промах Ред Булла. Они не проводили клинических исследований, чтобы доказать этот факт. Ошибка стоила им 13 миллионов долларов. Именно такую компенсацию присудил выплатить суд.Примеры недобросовестной рекламы

Сосну в подарок

Отечественный пример недобросовестной рекламы. Ее даже запретили из-за непристойного слогана. Название строительной компании из Новосибирска, которая разместила этот баннер, не указывается, но креатив многие оценили.Примеры недобросовестной рекламы

Людей возмутила фотография девушки в откровенном наряде и недвусмысленный намек на оральный секс.

Самое интересное, что рекламодатель действительно был готов подарить сосну, если заказчик заказал бы сруб до Нового года. Но ФАС (Федеральная антимонопольная служба) этот креатив не оценила и потребовала убрать баннер. Причина – «откровенность наряда девушки в сочетании с текстом, выделенным крупным шрифтом, относительно прочей информации, несет двусмысленную информационную нагрузку непристойного характера с учетом грамматической основы слова».

Реклама цветов

Это пример недобросовестной рекламы родом из Якутска. Баннер был размещен на внешней стене магазина. Даже адрес прилагался – улица Стадухина, 83а. На ней был изображен красноармеец из агитационного плаката художника Д.Моора, а рядом красовался слоган «А ты купил своей любимой цветы?». Хотя в оригинальном варианте было «Ты записался добровольцем?».Примеры недобросовестной рекламы

Рекламу признали ненадлежащей. Причина – переработка содержания исторического плаката, оскорбление памяти ветеранов Великой Отечественной войны и недобросовестное использование образа героя войны. Все это противоречит ФЗ «О рекламе».

Бизнесмен был вынужден выплатить штраф в размере 5 тысяч рублей. Сразу ощущается разница между компенсациями за обман в рекламе на западе и в России.

Activia

Компания Danone Co в 2008 году запустила рекламу пробиотических молочных продуктов Activia. И сразу получила обвинения в ложных научных заявлениях о преимуществах своего товара. В тексте были использованы слова «клинически» и «научно», чтобы доказать пользу продукта для иммунной системы. Но никаких исследований не проводилось.Примеры недобросовестной рекламы

Для продвижения Activia была привлечена актриса Джейми Ли Кертис. С экранов ТВ она вещала, что в йогуртах содержатся специальные антибактериальные ингредиенты, которые помогут организму бороться с болезнями. Что тоже вызвало бурю негодования.

В итоге компания решила не доводить дело до суда и создала фонд в 35 миллионов долларов для выплаты компенсаций всем потребителям в Америке, которые пострадали от ложной информации о свойствах продукта. Но выплаты не превышали больше 100 долларов на человека. Вот такой поворот.

Биодобавка ExtenZe

Производитель уверял, что его средство способно увеличить мужской пенис. Народ ринулся скупать волшебную биодобавку, но желаемого эффекта никто не увидел. Продукт не смог бороться с природой. Он улучшал только потенцию, а длина члена оставалась неизменной. Взбешенные покупатели предъявили иск за ложную рекламу. Производитель заплатил 6 миллионов долларов штрафа.Примеры недобросовестной рекламы

Бургер Кинг

Известная сеть ресторанов быстрого питания в 2018 году была оштрафована на 100 тысяч рублей за двусмысленный слоган «ЕдАЛ ТАКОЕ?». Причина – использование бранных слов, непристойных и оскорбительных выражений.Примеры недобросовестной рекламы

Чтобы подтвердить свое решение, ФАС даже направила запрос в Институт русского языка имени В. В. Виноградова для проведения лингвистического анализа фразы. И не лень же им было! Вердикт был таков: использование графически сходных букв в данном случае может быть квалифицировано как случай языковой игры и намеренного придания слову «ЕдАЛ» графического облика, сходного с графическим обликом близкого по значению непристойного глагола.

Итог – штраф. Но это не остудило пыл компании, и она продолжила создавать креативные слоганы на грани дозволенного. Разбирательства тянутся до сих пор.

Hyundai и Kia

При выборе машины один из главных показателей – расход топлива на 100 км. Клиент, который приобретает автомобиль, рассчитывает получить то, что обещал ему производитель.

Компания Hyundai и ее партнер Kia Motors подделали параметр расхода топлива на некоторых марках своих автомобилей. И это заметили клиенты. Производитель хотел обелить себя, утверждая, что ошибка ничтожна. А потом вообще сказал, что это вышло случайно. Но суд не принял эти жалкие объяснения и обязал выплатить 395 миллионов долларов владельцам 900 тысяч машин. Неплохой стимул честно указывать полную информацию о своем продукте.Примеры недобросовестной рекламы

Тиньков банк

Тиньков банк опубликовал креативную рекламу со слоганом «Молодым платить не по масти». ФАС признала ее незаконной. Причина – поддержка неформального молодежного криминального движения «АУЕ». Вывод комиссии был однозначен: реклама банка обращена к лицам в возрасте от 14 до 18 лет и носит оскорбительный характер, поскольку причисляет этих лиц к неформальному молодежному криминальному движению «АУЕ» и способствует популяризации криминальной организации.Примеры недобросовестной рекламы

Итог – штраф 100 тысяч рублей. Совсем немного для банка такого уровня.

Итог

В России очень сложно добиться удовлетворения исков против производителей товаров за нарушение норм закона «О рекламе». Слишком мало судебной практики в этом вопросе и небольшие суммы штрафов.

Если факт недобросовестности все же удастся доказать, сумма выплат будет довольно низкой:

  • физлица – 2500 рублей:
  • официальные представители – до 20 тысяч рублей;
  • организации – до 500 тысяч рублей.

Эти суммы не сравнятся с выплатами в Америке и Европе.

Компания, которая использовала в рекламе своей продукции, недостоверную информацию или оскорбительные фразы, вредит самой себе. Да, товар будет и дальше продвигаться, благодаря освещению в СМИ. Но никто не восстановит репутацию. А еще придется заплатить штраф. Да, небольшой, но тут важен сам факт.

REKLAMAsite
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наталья
Наталья
2 лет назад

И что только не придумают предприниматели, чтобы привлечь внимание к своему товару или услуге. Иногда доходит до настоящих курьёзов, но это ещё ладно. Люди посмеются да и только, а вот обман покупателей куда более опасен. 

Галина
Галина
1 год назад

Люди смеются над такой глупой рекламой и над горе-маркетологами. Креативность хороша в меру.