Конкурентоспособность: понятие, оценка, факторы.

Владимир Пронин/ автор статьи

Добрый день. Я директор по маркетингу со стажем 15 лет в рекламе на разных позициях. Задавайте вопросы в комментариях, с удовольствием отвечу.

Конкурентоспособность – это возможности той или иной компании реализовывать товары на рынке, которые выходят в уже заполненном сегменте. Т.е. они должны иметь свойства, которые будут выводить их вперед, делать лучшими в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов. Этот параметр полностью определяет, насколько организация способна действовать на рынке в современных условиях.

Конкурентоспособность это

Конкурентоспособность товаров или услуг, а также предприятий, отраслей, государств или регионов представляет собой возможность создавать условия и сами непосредственно продукты, которые будут удовлетворять целевую аудиторию, равно как не выходить за рамки потребительской ценности. Соответственно, когда составляются планы в отношении конкурентной борьбы, то здесь нужно рассматривать две стороны медали:

  • Хороший товар, который наделен нужным качеством, выполняет поставленные перед ним задачи, справляется с исполнением требований конечного потребителя;
  • Ценность товара достаточная, чтобы покупатель смог за него заплатить.
Владимир Пронин
Владимир Пронин
Добрый день. Я директор по маркетингу со стажем 15 лет в рекламе на разных позициях. Задавайте вопросы в комментариях, с удовольствием отвечу.
Задать вопрос
Таким образом, у производителя есть возможность улучшать качества продукции, доводить их до идеала, однако нельзя пересекать ценовую черту. Если не рассматривать этот момент, делать товары и услуги, которые слишком дорого стоят, то они будут приобретаться единичными клиентами, их не станет рассматривать так масса потребителей, на которую изначально рассчитывал продавец.

Понятие конкурентоспособности

На данный момент конкурентоспособность имеет расплывчатое определение. Сейчас переживается этап формирования этого понятия. Поэтому эксперты, экономисты и другие исследователи рынка рассматривают понятие конкурентоспособности с двух сторон:

  • Как предприятие ставит задачи и цели, чтобы достичь определенного уровня, занять свою нишу в рыночной структуре. Здесь рассматривается четкое планирование, стратегическое развитие. Это преимущественно направлено на долгосрочную перспективу. Компания может постепенно улучшать узнаваемость и лояльность своего бренда, привлекая покупателей качественными товарами.
  • Как предприятие занимается процессами производства и улучшением товаров. Это обычно краткосрочные нововведения. К примеру, компании нужно быстрее закрепиться на рынке, из-за этого она запускает в продажу, например, больший объем товара в одной упаковке, дарит единовременные подарки и т.д.

Оба этих понятия имеют прямое отношение к конкурентоспособности, но рассматриваются на кратко- и долгосрочной перспективе. Поэтому оба определения можно назвать верными, и используются они в зависимости от планирования и политики руководства организации.

Конкурентоспособность: понятие, оценка, факторы.

Роль конкурентоспособности

Конкурентоспособность – такое свойство товаров или услуг, которое напрямую влияет на развитие экономики страны, улучшение дел в отдельно взятом регионе. Благодаря именно этому свойству рынка покупатели становятся лояльнее к отдельным предприятиям или товарам, готовы платить за них немного больше, чем у конкурентов, поскольку считают, что продукция гарантированно качественная.

Ключевые роли присутствия конкурентоспособности на рынке:

  • Повышение цены товара, либо предлагаемой услуги, чтобы впоследствии улучшать качество работы предприятия, постепенно совершенствовать его оборудование, внедрять современные технологии и т.д.;
  • Постепенное изменение структуры сегодняшнего состояния рынка. Если компания хорошо развивается, и покупатели лояльно относятся к ней, то она способна повлиять на рынок в полной мере (в рамках той зоны действия, где работает организация). К примеру, компания изготавливает макаронные изделия, но решила поставлять еще и овсяные хлопья. С большой долей вероятность клиенты будут покупать и хлопья, поскольку достаточно доверяют производителю;
  • Доработка и постепенное изменение системы поставок. Подключение транспортных компаний с ответственным подходом. Одновременно это приводит к тому, что нестабильные поставщики постепенно перестают работать, т.к. с ними никто не сотрудничает;
  • Корректировка и снижение цены на рынке. Это относится к товарам жизненно важным, на остальную продукцию цены преимущественно увеличиваются;
  • Постепенное изменение и доработка технологий, оборудования и производственного процесса в целом.

Также роль конкурентоспособности косвенно касается политики предприятия, либо отрасли (мировой экономики). Производители или поставщики услуг должны подстраиваться под современные условия, благодаря чему их развитие тоже не стоит на месте. Но на это свойство влияет не только конкурентоспособность, есть много других сфер, способных изменить политику руководителей.

Факторы конкурентоспособности

Согласно мнениям большинства экспертов и экономистов, конкурентоспособность разделяется на 3 основных уровня:

  1. Микроуровень. Здесь рассматриваются отдельные производственные предприятия, поставщики, торговые компании и т.д. Они могут действовать в рамках одного небольшого района или населенного пункта, и не обязательно должны быть сетевыми.
  2. Мезоотрасли. Здесь рассматриваются уже сетевые предприятия, а также компании, которые объединяются в совокупные отраслевые производственные организации.
  3. Макроуровень. Тут уже рассматриваются межнациональные компании, которые действуют не только на внутреннем рынке, но и на международном уровне.

Каждый из предложенных уровней имеет несколько подуровней. Это требуется для того, чтобы было удобно рассматривать отдельную рыночную и конкурентоспособную сферу деятельности. Все подуровни будут рассмотрены ниже.

Конкурентоспособность: понятие, оценка, факторы.

Международная конкурентоспособность

Здесь рассматривается конкурентоспособность, при которой страна способна заниматься производствам товаров, отвечающих следующим характеристикам:

  • Создание условий внутри государства, при котором производственные предприятия смогут заниматься наращиванием мощностей и оборотов;
  • Изготавливать продукцию, полностью отвечающую международным стандартам и требованиям;
  • Обеспечивать условия, при которых темпы наращивания производства будут выдерживаться на уровне потребления ресурсов;
  • Обеспечивать условия, при которых в стране будет достаточно рабочей силы, чтобы помогать государству выдерживать международную торговлю.

Конкурентоспособность страны или национальная конкурентоспособность

В стране конкурентоспособность определяется всего двумя параметрами:

  • Рабочие ресурсы (люди, специалисты);
  • Сырьевые ресурсы (полезные ископаемые, хорошие условия для ведения сельского хозяйства и т.д.).

Ранее государства делали больший акцент на сырье для производства. У кого было больше сырья, тот и выходил на определенный экономический уровень. Но сейчас ситуация серьезно изменилась. Сегодня уровень образования и грамотности населения тоже начал играть важную роль. Специалисты способны изменить производственный процесс, сделать его более выгодным. Также отдельные профессионалы могут заниматься улучшением оборудования и технологий.

Конкурентоспособность: понятие, оценка, факторы.

Конкурентоспособность экономики

Есть множество факторов, способных определять конкурентоспособность экономики той или иной страны. Но основными из них являются следующие:

  • Способность государства, во-первых, сохранять полученные результаты. А во-вторых, способность страны улучшать имеющееся положение дел;
  • Постепенное повышение производственных факторов в стране. К ним относятся не только разработки месторождений и т.д., но и улучшение качества образования, чтобы специалисты могли взаимодействовать и улучшать современное оборудование;
  • Умение отдельных компаний улучшать свою продукцию, чтобы успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке с остальными предприятиями.

Экономическая конкурентоспособность – такое понятие, которое охватывает огромную сферу. Фактически, любое изменение текущих дел в государстве может повлиять на это свойство, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Также стоит добавить, что за последние годы это понятие тоже пережило серьезные изменения в сторону повышения конкурентоспособности знаний и навыков людей, улучшения качества образования. Это делается для того, чтобы появлялись специалисты, способные двигать экономику вперед.

Конкурентоспособность отрасли

С одной стороны отраслевая конкурентоспособность является самой небольшой, если рассматривать требования, которые она должна удовлетворять. Но с другой стороны, все предъявленные требования должны удовлетворяться максимально хорошо, чтобы государство стабильно развивалось. Здесь нужно обратить внимание всего на пару моментов:

  • Создание на территории всей страны благоприятных условий для развития и/или поддержания отрасли;
  • Отсутствие концентрации только на одной отрасли. Есть много государств, которые берут за основу единую отрасль, например, туризм, и вкладываются только в нее. Но если возникают кризисные условия, то экономика страны падает, поскольку другой отраслевой поддержки у нее нет.

Конкурентоспособность региона

Здесь фактически рассматриваются те же самые факторы, как при международной или государственной конкурентоспособности, но они помещены в сравнительно небольшие рамки. Отличительные особенности региональной конкурентоспособности:

  • Товары и услуги должны отвечать исключительно внутренним требованиям. К примеру, товар может не быть достаточно хорошим для международной торговли, но он может быть достаточно хорошим и дешевым для внутреннего рынка;
  • Создавать условия в регионе, при которых на территории будет достаточно людей, способных и хотящих работать на производстве (или в сфере услуг);
  • Развивать достаточную скорость наращивания оборотов, улучшения товаров и модернизации оборудования, чтобы выдерживать заданные уровни производственных мощностей.

Конкурентоспособность предприятия

Когда рассматривается конкурентоспособность предприятия, здесь нужно обратить внимание всего на 2 момента:

  • Создание организационных условий, при которых компания сможет выдерживать заданный темп;
  • Производить товары, которые полностью удовлетворяют требования целевой аудитории.

Конкурентоспособность: понятие, оценка, факторы.

Т.е. руководство организации должно развиваться в двух направлениях, чтобы компания оставалась на плаву, в перспективе – росла и развивалась. Необходимо создавать хорошие рабочие и производственные условия, поскольку это положительно сказывается, как на качестве товаров или услуг, так и на репутации организации. Во-вторых, нужно заниматься улучшением продукции, чтобы она всегда удовлетворяла или даже превосходила требования потенциальных клиентов.

Конкурентоспособность персонала

Рассматривая конкурентоспособность персонала, выделяют 2 основных направления развития:

  • У компании хорошая репутация, поэтому выше вероятность трудоустройства компетентных и грамотных специалистов;
  • Компания развивается плохо, а то и вовсе находится в упадке, на основании чего грамотные специалисты отказываются от работы здесь.

Конкурентоспособность: понятие, оценка, факторы.

Поэтому в интересах организации улучшение своего экономического и конкурентоспособного состояния в целом, чтобы постепенно привлекать компетентных работников. Они будут не просто дорожить своим рабочим местом, но и прилагать усилия, использовать возможности, чтобы постепенно улучшить работу производства или принципы предоставления услуг в целом.

Конкурентоспособность товара

Если рассматривать непосредственно товар, то его конкурентоспособность формируется в соответствии со следующими свойствами:

  • Способность привлекать покупателей больше, чем аналогичная продукция, изготовленная конкурентами (например, благодаря программе лояльности, но при удержании той же ценовой категории);
  • Способность выдерживать акции или другие мероприятия, которые запускаются конкурентами, чтобы перетягивать целевую аудиторию на себя (покупатель не купить товар по акции, если он уверен в качестве другого);
  • Способность выдерживать стоимость продукции или предлагаемой услуги именно на том уровнен, который могут себе позволить современные покупатели.

В целом товары являются такими продуктами, которые имеют много аспектов рассмотрения. Именно поэтому, если заводится разговор о конкурентоспособности, то необходимо рассматривать каждый товар в отдельности. Нельзя применять способы улучшения условий в рамках конкурентной борьбы, которые являются общими и универсальными. Вообще любые универсальные инструменты и средства не дадут такого же положительного результата и эффективности, как профильные, имеющие узкую направленность.

Что влияет на конкурентоспособность предприятия

Есть множество факторов, которые способны повлиять на конкурентоспособность того или иного товара. Чтобы точно определить их, необходимо рассматривать конкретное предложение на рынке, компанию, что занимается производством, наличие конкурентов и их возможностей.

Повышается конкурентоспособность благодаря следующим действиям предприятия:

  • Внедрение и разработка новых товаров. Потребителям надоедает однообразие, поэтому производители всегда придумывают нововведения;
  • Переориентация. Здесь следует рассматривать только такое положение вещей, при котором компания находится в убытках или минимальной прибыли. Она может перейти в другую рыночную структуру, чтобы улучшить свои показатели конкурентоспособности;
  • Увеличение преимуществ товара. Чем больше достоинств у продукции, тем больше на нее спрос. Но следует отметить, что нельзя приписывать товарам несуществующие преимущества, равно как выделять в качестве достоинств то, что на самом деле таковым не является;
  • Увеличение лояльности. Сейчас многие компании прорабатывают свою лояльность. Они запускают различные бонусные программы, когда постоянные клиенты получают лучшие условия для приобретения различных товаров;
  • Формирование планов Б. К примеру, если деятельность организации напрямую зависит от поставок, то сотрудничать с одним поставщиком – нерационально. Нужно взаимодействовать сразу с несколькими, чтобы была возможность своевременной поставки товаров, если у одного из поставщиков что-то случится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
REKLAMAsite
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наталья Журавлёва
Наталья Журавлёва(@30)
1 месяц назад

Важно не только знать понятие, а и с достоинством уметь переживать это. Для этого нужен опыт.

Adblock
detector