Фирменный стиль — это комбинация визуальных элементов, которые размещают на товарах и рекламных материалах
Что дает фирменный стиль?
- Популярность;
- Сниженные расходы на рекламу;
- Доверие потребителей.
Есть много других дополнительных преимуществ создания фирменного стиля, поэтому компаниям рекомендуется задуматься над этим на старте.
Фирменный стиль любого предприятия должен гармонично сочетать в себе следующие компоненты:
- Графику;
- Текст;
- Цвета.
В совокупности они составляют особую символику, которая впоследствии сможет разрабатывать ассоциативные впечатления у потенциальных покупателей.
- Польза фирменного стиля
- Цели формирования фирменного стиля
- Разработка фирменного стиля
- Основные элементы фирменного стиля
- Товарный знак
- Логотип
- Слоган
- Фирменные цвета
- Фирменный блок
- Фирменный шрифт
- Носители элементов фирменного стиля
- Создание визиток
- Разработка фирменных бланков
- Оформление папок и конвертов
- Как разработать фирменный стиль самостоятельно?
- Стоимость разработки фирменного стиля и логотипа
Польза фирменного стиля
В первую очередь при создании фирменного стиля рассматривают ряд преимуществ, которые получает компания после образования такового. К ним относятся:
- Сплоченность коллектива. У всех сотрудников компании складывается подсознательное впечатление того, что они вместе работают над одним целым продуктом. На фоне этого составляются хорошие партнерские отношения, персонал начинает работать слаженно и дружно;
- Создание уникального образа, который ассоциируется только с заданным предприятием. Это положительно сказывается на узнаваемости бренда. Как следствие, в будущем не придется тратить слишком много денег на рекламу, поскольку потребители будут сами покупать продукцию. Естественно, при условии, что выдерживается ее хорошее качество;
- Надежность и хорошая репутация бренда. К примеру, компания, которая уже отработала свой фирменный стиль, выпускает новый продукт или линейку товаров. Теперь ей не придется представлять ее слишком активно. Поскольку у предприятия положительная репутация, ей уже заранее доверяют;
- Возможность продавать дополнительную атрибутику, например, канцелярские принадлежности с логотипами или прочей символикой организации.
Цели формирования фирменного стиля
Формирование стиля предприятия придерживается следующих целей:
- Узнаваемость. Оригинальное исполнение или символика выделяют продукцию производителя на фоне конкурентов, благодаря чему потребитель отдает предпочтение именно ей;
- Уникализация. Любой товар компании легко и просто идентифицировать. Потребитель будет узнавать продукцию на рынке, когда на том же прилавке стоит еще много других аналогичных товаров;
- Формирование благонадежности бренда, его положительной репутации. Это условие выдерживается только в том случае, если организация действительно занимается выпуском качественных товаров. И эта цель направлена не только на потенциальных покупателей, но и партнеров, либо инвесторов;
- Самостоятельное и автоматическое продвижение, в которое не придется вкладывать деньги.
Разработка фирменного стиля
Процедура создания уникального фирменного стиля не настолько простая, как может показаться на первый взгляд.
Весь процесс можно разделить на несколько основных этапов:
- Составление целевой аудитории. Нельзя формировать стиль под запросы руководства. Это такой инструмент, который должен работать на клиента, а не на сотрудников компании;
- Дизайнерская работа. Лучше, если предприятие обратится к специалистам, а не будет действовать самостоятельно. Отсутствие навыков в области дизайна не даст нужного результата, либо может обернуть ситуацию вообще против предприятия. Также полезным будет выделить достаточный бюджет для выполнения работы;
- Разработка основной концепции. Она складывается из потребительских запросов, политики самой организации и дизайнерской работы;
- Сортировка предложений. Нужно подготовить несколько вариантов, чтобы было, с чем сравнивать. Далее выбирается наиболее подходящий формат, который отвечает всем заявленным требованиям. На этом этапе нередки доработки;
- Непосредственно разработка фирменного стиля. Здесь нужно не только выбрать конкретную символику, но и разработать стратегию по ее продвижению. Нельзя просто оставлять уже разработанный стиль без дальнейшей работы.
Основные элементы фирменного стиля
К основным элементам стиля компании относят:
- Логотип;
- Товарный знак;
- Слоган;
- Цветовая гамма;
- Шрифт;
- Блок.
Иногда используются и другие компоненты. Важно, чтобы они сочетались между собой, имели единые схожие черты. С каждым элементом необходимо работать отдельно, рассматривая его последующее использование в продвижении фирменного стиля.
Товарный знак
Производители, поставщики или иные предприятия могут самостоятельно выбирать, что им использовать в качестве своего товарного знака. Именно он будет определяющим, позволяющим потенциальным клиентам или партнерам провести быструю идентификацию бренда. В качестве товарного знака могут использоваться следующие элементы или их комбинации:
- Изображения, как абстрактные, так и изобразительные (когда понятно, что именно изображается на товарном знаке);
- Текстовые и словесные элементы;
- Звуковые элементы, когда используется короткая композиция, например, в рекламе;
- Объемные элементы. К примеру, некоторые парфюмерные компании создают товарный знак в виде объемного изящного флакона;
- Комбинированные, когда используется одновременно несколько вариантов.
Логотип
Логотип может выступать как в качестве самостоятельного компонента, так и товарным знаком. Это обязательно уникальная композиция, которая включает в себя название компании, ее инициалы или другие особенности. Также логотип несет дополнительную функцию, которая оказывает основное влияние на узнаваемость бренда.
Слоган
Фирменный слоган – это фраза, которая побуждает клиента к действию, либо отражает суть компании, отдельного ее товара. Естественно, слоган должен сочетаться и гармонировать с другими элементами фирменного стиля.
Нельзя, например, использовать агрессивный слоган, но при этом выдерживать спокойную цветовую гамму или применять нейтральные мягкие шрифты. Тогда у покупателя возникает определенный диссонанс, и он не может построить ассоциативный ряд, либо вовсе будет изначально негативно настроен. Причем это может наблюдаться даже при условии, что товары компании находятся в доступном ценовом сегменте и характеризуются отличным качеством.
Фирменные цвета
Многие напрасно недооценивают использование цветовой гаммы в продвижении бренда, либо в том, чтобы вызывать у клиентов нужные ассоциации.
Неоднократно было доказано, что хорошее сочетание цветов может добавлять рекламу предприятию. При этом рекомендуется использовать цвета по уже устоявшимся ассоциациям. Цветочному магазину, к примеру, подойдут зеленые и красные оттенки, молочной компании – белые, и т.д. И не стоит использовать слишком много цветов, 2-3 будет вполне достаточно. Но и один цвет лучше не использовать, поскольку тогда нельзя будет играть с контрастом.
Фирменный блок
Фирменный блок нельзя назвать самостоятельным элементом стиля. Это сочетание одновременно нескольких его компонентов.
Часто одновременно используют логотип, слоган и музыкальное сопровождение. Главное правило при составлении фирменного блока – минимизировать сложности восприятия. Все его компоненты должны идеально гармонировать между собой.
Фирменный шрифт
Как правило, на начальном этапе продвижения и создания фирменного стиля, от шрифта вполне можно отказаться. Его вполне можно внедрить впоследствии, и брать за основу уже созданные и имеющиеся элементы.
Шрифт больше используется для того, чтобы подчеркнуть уникальность и создать положительный имидж организации. Напрямую на фирменную символику или продвижение бренда он не влияет.
Носители элементов фирменного стиля
После того, как фирменный стиль уже был полностью проработан, можно переходить непосредственно к его продвижению.
Для этого символика внедряется в рекламные компании, используется по возможности в маркетинге, печатается на упаковках товаров и т.д. Но дополнительно предприниматели могут заняться производством носителей элементов этого фирменного стиля. Тогда он будет мелькать чаще, что вызовет привыкание и узнаваемость среди потенциальных клиентов.
Создание визиток
Первым делом, когда появляется фирменная символика, предприниматели и работники организации обычно занимаются печатью визиток. На них присутствуют элементы фирменного стиля. Можно печатать одновременно 2 типа визиток, на которых будет использоваться символика:
- Индивидуальные, на которых пишут ФИО сотрудника, его должность и номер телефона.
- Корпоративные. Они носят больше нейтральный характер, и рассказывают потенциальным клиентам, какие именно услуги или товары можно получить в конкретной организации.
Разработка фирменных бланков
Фирменные бланки – важная и ключевая составляющая бюрократической деятельности предприятия.
Такая канцелярия является официальной. Но также она должна быть юридически правильной и грамотной. Каждый бланк, который составляется и подписывается клиентами, либо партнерами организации, должен отвечать требованиям законодательства. Дело в том, что он является документом, который защищает права и обязанности каждой стороны.
Можно использовать любые фирменные бланки:
- Письма для сотрудников или клиентов компании;
- Коммерческие предложения или различные брошюры, где описывается новый товар, линейка продукции и ее основные достоинства, отличия от конкурентов;
- Прайс-листы. При составлении таковых рекомендуется указывать дату, поскольку цены постоянно меняются, и клиенты всегда должны получать актуальную информацию по этому вопросу;
- Буклеты, небольшие опросники и прочие подобные изделия.
Отдельно рассматриваются договоры. Они тоже могут оформляться в особом фирменном стиле. Но при этом нужно учитывать и требования законодательства, а не только корпоративную атрибутику.
Оформление папок и конвертов
В первую очередь прорабатывают фирменные конверты. Но этим нужно заниматься только при условии, что компания активно распространяет стандартные письма, а не перешла исключительно на e-mail-рассылки.
Что касается папок, то рекомендуется создавать такую канцелярию, которая будет отвечать следующим требованиям:
- Функциональность. Желательно, чтобы клиенты могли пользоваться папкой после того, как она выполнит свою основную задачу. Это всегда подкупает потенциальных клиентов, а также создает у них стойкую ассоциацию;
- Информативность. Папка – достаточно большой объект. Поэтому она может включать в себя приличный объем информации. Но нужно следить, чтобы информация соответствовала только заданному запросу. Нельзя добавлять сведения, которые не будут интересны будущему клиенту.
Как разработать фирменный стиль самостоятельно?
В первую очередь, если планируется создание фирменного стиля, и принимается решение действовать полностью самостоятельно, предприниматель должен понимать, что он не сможет изменить символику в будущем без последствий.
Поэтому на старте рекомендуется работать с профессионалами, но действовать по бюджету. К примеру, можно определить только фирменные цвета, и потихоньку начинать использовать их в продвижении своего бренда. В будущем, когда предприятие накопит достаточно средств, она сможет заказать логотип или другой компонент товарного блока.
Также при работе с фирменным стилем нужно обратить внимание на 2 основные и часто допускаемые ошибки:
- Стремление за модой. Нельзя ориентировать свой стиль на современные тренды. Они постоянно и очень быстро меняются, а стиль должен сохраняться надолго. Многие компании демонстрируют примеры, как выбранный изначально стиль сохраняется десятилетия;
- Недооценка символики. Многие предприниматели вообще не уделяют внимания этому моменту. Максимум, что они сделают, это придумают собственный логотип, чтобы наносить его на упаковки. Все остальное они считают лишней тратой времени и денег. Но в перспективе именно фирменный стиль позволяет оптимизировать расходы на рекламу, создание и продвижение новых продуктов, узнаваемость и т.д.
Также стоит помнить, что если в будущем предприниматель решает сменить фирменный стиль, то это придется выполнять в несколько этапов. Все запланированные изменения разделяются на мелочи. И постепенно внедряются именно эти мелочи. Если же предприятие примет единовременное и кардинальное решение, то это испортит всю проделанную ранее работу по внедрению фирменного стиля и построение у клиентов четкого ассоциативного ряда.
Стоимость разработки фирменного стиля и логотипа
Стоимость разработки фирменного логотипа напрямую зависит от того, какими именно возможностями будет пользоваться производитель.
Если компания крупная, может себе позволить выделить серьезные суммы для самоидентификации, тогда ей лучше обратиться в специализированную дизайнерскую студию. Здесь разработка полного фирменного стиля, включая логотип, цвета и т.д., может обходиться в сотни тысяч долларов.
Многие компании на старте своей деятельности не могут себе позволить такие расходы. Поэтому им удобнее будет временно воспользоваться другими способами, например:
- Нарисовать логотип самостоятельно, если есть навыки. Можно вообще просто для начала задать только пару фирменных цветов, затем оперировать ими;
- Воспользоваться специализированными сервисами, которые занимаются автоматической разработкой лого на базе ИИ. К примеру, на сервисе Tailor можно разработать лого всего за $30. А если проработать полный брендбук, тогда придется заплатить около $100;
- Воспользоваться сторонними сайтами. Некоторые из них предлагают разработку бесплатно, остальные попросят за подписку минимальную сумму. Но качество такого лого будет плохим, и не рекомендуется пользоваться им на постоянной основе.
По мере развития и роста предприятия рекомендуется все-таки рассматривать создание или уже модернизацию своего брендбука с помощью профессиональных дизайнеров.