Маркетинг персонала представляет собой вид деятельности, который напрямую связан с сотрудниками предприятия. Это понятие включает в себя два ключевых момента:
- Общее понимание управления персоналом. Здесь рассматривают корпоративную этику, стандарты, наймы, процедуру акклиматизации на предприятии и т.д.;
- Узкое понимание управления персоналом. Здесь уже рассматривается необходимость в специалистах или рядовых работникам.
В первом случае выделяют методы, которые упрощают процесс «входа» нового работника в коллектив. Во втором случае же рассматриваются нужны самого предприятия. Как правило, узкий маркетинг ставится превыше всего, на фоне чего нередко возникают конфликтные ситуации на фоне разногласий между коллегами.
- Важная задача организации маркетинг персонала
- Полезные функции маркетинга персонала
- Принципы HR-маркетинга
- Уровни и виды кадрового маркетинга
- Инструменты маркетинга персонала
- Какие задачи решает маркетинг персонала
- Цели маркетинга персонала
- Каковы основные направления персонал маркетинга
- Основные этапы маркетинговой деятельности в области персонала
- Реализация маркетинга персонала в организации
- Формы и виды контроля маркетинга персонала
- Анализ маркетинга персонала
- Преимущества маркетинга персонала
- Недостатки маркетинга персонала
Важная задача организации маркетинг персонала
Ключевая задача маркетинга заключается в том, что контролировать рынок труда, а также своевременно делать предложения талантливым специалистам, равно как принимать меры по удержанию хороших работников. Если разделить на подзадачи, то маркетинг персонала выполняет следующие:
- Анализ потенциала работников по установленным характеристикам. Это может быть пол, возраст, другие аспекты, включая уровень безработицы и текущие цены на рынке;
- Выявление обновления технологий, чтобы улучшать навыки своих работников, например, нанимать новых, либо отправлять действующих на повышение квалификации;
- Рассмотрение социальных требований сотрудников, чтобы построить грамотную систему поощрений;
- Анализ законодательной базы;
- Анализ кадровой политики конкурентов, использование и внедрение ее преимущественных отличий;
- Подведение итогов пройденных этапов, чтобы решать, как выстраивать кадровую политику в дальнейшем.
Полезные функции маркетинга персонала
Традиционно рассматривают 2 ключевые функции маркетинга персонала.
- Информационная работа. Необходимо создавать конкретную базу данных, которая постоянно модернизируется, редактируется и дополняется. Впоследствии составленная база будет использоваться при перестановке кадров, продвижении того или иного специалиста.
- Коммуникативная работа. Создаются определенные коммуникации между действующими сотрудниками, а также специалистами, которые потенциально могут устроиться на работу в определенное предприятие. На фоне этого складываются деловые взаимоотношения, которые регулируются и дополняются по факту.
Принципы HR-маркетинга
Основная сущность маркетинга персонала заключается в том, чтобы создать кадровую систему, при которой работа компании не будет никогда останавливаться. Для этого специалисту нужно контролировать тех работников, что на текущий момент находятся на предприятии. А также ему нужно постоянно мониторить рынок труда, чтобы при необходимости быстро восполнить недостаток трудовых кадров, если таковой проявляется.
Что касается принципов, то их множество, и они формируются в зависимости от политики компании и выбранной стратегии маркетинга персонала. Обычно задействуются главные из них – оптимальность и оперативность. Скорость замены специалиста нередко играет решающую роль. Что касается оптимальности, то тут рассматривают методы воздействия на сотрудников, система их поощрения или наказаний.
Уровни и виды кадрового маркетинга
Всего используется 2 уровня маркетинга.
- Стратегический уровень. В ходе реализации такового выявляется текущий рынок труда, штатные возможности компании, а также планирование на будущее, чтобы не терять компетентных специалистов и не задерживать бесполезных работников.
- Оперативный уровень направлен на то, чтобы различные виды работ велись непосредственно в имеющемся коллективе.
Что касается видов, то их предостаточно. Но обычно использует внешний и внутренний. Они напрямую взаимодействуют со стратегическим и оперативным уровнем маркетинга соответственно.
Инструменты маркетинга персонала
На данный момент, когда интернет уже занимает одно из первых мест в жизни многих предприятий, инструментов для маркетинга персонала стало очень много. Специалисты могут использовать следующие (в единственном или совокупном варианте):
- Наблюдение за потенциальными работниками. Используется, когда приглашается одновременно несколько специалистов на прослушивание, и менеджер смотрит, как они друг с другом взаимодействуют;
- Опросы и интервью. Первый вариант может одновременно запускаться на многочисленных работников, а интервью проводится только с одним специалистом;
- Создание фокус-группы, каждый из членов которой будет задавать свои вопросы. Решение принимается совместно;
- Анкетирование и тестирование. Первый вариант подойдет для привлечения работников гуманитарных сфер, а тестирование требуется ученым, инженерам, разработчикам и другим специалистам;
- Использование имеющейся базы данных;
- Стандартные объявления с открытыми вакансиями. Но для этого придется сортировать много резюме, которые гарантированно не подходят предприятию;
- Использование услуг кадровых агентств. Отличный вариант для большой организации, где наблюдается высокая текучка кадров;
- Вербовка специалистов, переманивание их у конкурентов;
- Конкурсы на вакансии, если место очень ответственное и оплачивается соответствующим образом;
- Ярмарки вакансий и биржа труда.
Какие задачи решает маркетинг персонала
Есть ряд задач, которые устанавливаются в соответствии с политикой компании. Но обычно это следующие задачи:
- Внедрение современных технологий и инноваций в производственные процессы. Естественно, для полноценной работы потребуется также и улучшить навыки, знания сотрудников, за сто тоже отвечают соответствующие маркетологи.
- Определение расходов и составление сметы, чтобы впоследствии был заложен бюджет на обучение специалистов, равно как на повышение квалификации, и компания не оставалась без нужных кадров.
- Формирование определенной деловой репутации предприятия. Постепенно это вкладывается в фирменный стиль, что делает поиски новых работников или нужных специалистов быстрыми и эффективными.
- Составление списка конкурентов, а также разработка стратегий, чтобы хорошие работники не переходили к ним.
- Составления списка требований сотрудников, чтобы им было комфортно работать на предприятии.
- Внедрение приложений или систем личных кабинетов для сотрудников, чтобы они могли удаленно выполнять ряд бюрократических операций.
- Составление списков актуальных образовательных программ, равно как распределение таковых между работниками.
Цели маркетинга персонала
Цели, как и задачи, определяются на предприятии в индивидуальном формате. Однако можно выделить ряд целей, которые являются общими для всех организаций:
- Закрытие деловых потребностей организации.
- Экономические цели, когда расходы на специалиста должны покрываться доходами организации. То же самое касается и внедрения современных технологий. Сначала составляется смета и определяются перспективы, после чего уже принимается решение, действительно ли нужны соответствующие нововведения на текущем уровне.
- Составление плана, чтобы оптимально использовать имеющиеся трудовые ресурсы.
- Учет различных неприятностей и проблем, которые могут возникать вследствие человеческого фактора.
Также маркетинг персонала должен постепенно вырабатывать в специалистах уважение к компании, равно как лояльность. Если сотрудники будут верить в то, чем они занимаются, тогда они не уйдут к конкурентам, даже когда им предлагаются более выгодные условия сотрудничества.
Каковы основные направления персонал маркетинга
Рассматривают активное и пассивное направление маркетинга персонала. В первом случае специалист набирает определенную команду или раздает обязательства имеющимся сотрудникам, чтобы они в совокупности выполняли всю работу маркетолога по персоналу. При использовании активного направления постепенно создается и внедряется система формирования уважения к компании, корпоративным ценностям и достижению результата, как общей цели.
Основные этапы маркетинговой деятельности в области персонала
Вся деятельность маркетолога по персоналу разделяется на несколько этапов:
- Определение текущего количества специалистов и рядовых работников, которые занимают определенные должности, а также обеспечивают отделы нормальным производственным ритмом. В качестве дополнения также определяются перспективы, и последующее требуемое число специалистов для нормальной работы предприятия с учетом развития.
- Проведение анализа конкурентов на рынке труда. Нужно оценить, какие инструменты используются, показывают свою эффективность, а также как именно конкуренты завлекают специалистов. Это поможет в будущем определить методы, которые можно будет использовать в рамках компании.
- Определение и анализ работников на рынке труда. Это необходимо для того, чтобы выявить потребности определенных специалистов, их нужд и запросов, и на основании этого делать свои предложения по трудоустройству.
- Подготовка и активных систем, которые помогут автоматизировать всю работу.
- Проверка внутренних ресурсов организации, на основании которой определяются возможности. И уже посредством этих возможностей будет набираться штат сотрудников.
- Реальное и адекватное определение позиции компании на рынке.
- Разработка плана с его последующей реализацией.
Реализация маркетинга персонала в организации
Уже после того, как выполнены все аналитические задачи, и план был разработан, можно приступать к его реализации. Процедура выполняется одновременно в двух направлениях:
- Информационное. Это направление собирает информацию с различных источников, чтобы постепенно упрощать и автоматизировать процесс маркетинга персонала;
- Коммуникационное. Что касается этого направления, то его все называют общим и универсальным. Здесь сочетаются все остальные аспекты компании, включая ее имидж, репутацию, популярность среди профильных специалистов и т.д.
Формы и виды контроля маркетинга персонала
В случае с маркетингом персонала контроль разделяется на три вида:
- Предварительный. На стадии проведения анализа соискателей и конкурентов ситуация тоже должна контролироваться, несмотря на то, что специалисты еще не разработали конкретные планы;
- Текущий. Этот вид контроля направлен на то, чтобы выполнялись все сферы плана, чтобы работники и исполнители действовали строго по заданной структуре. Также если наблюдаются спады эффективности, тогда структура может меняться, но с предварительного согласования;
- Заключительный. Несмотря на название, заключительный контроль не заключает процесс. Он выполняется на постоянной основе. Он направлен на то, какие результаты были достигнуты после внедрения установленного плана. Если что-то не устраивает, то можно снова провести аналитику, равно как разработать новый план, либо улучшить тот, что уже имеется.
Анализ маркетинга персонала
Оценивают эффективность маркетинга двумя способами:
Используется формула: М = БП / ОП
где М – это затраты на проведенный маркетинг
БП – это бюджет предприятия
ОП – это оборот предприятия.
В значении М прописываются все расходы на проведенный маркетинг, включая стоимость внедрения современных технологий, обучение и повышение квалификации персонала и другие траты.
Рассчитывается по формуле: М = ИМ / П
где М – это также сам маркетинг
ИМ – это инвестиции в маркетинговые программы
П – это общая сумма прибыли.
Второй способ используется редко, поскольку не всегда удается подсчитать, какое именно количество денег принес маркетинг персонала, а какое – было заработано без участия этого процесса. Обычно он применяется только при условии, что открывается новое подразделение на предприятии, и в нем проводится маркетинг.
Дополнительный общий способ рассчитывается по выводу среднего значения, где используется общая прибыль и количество штатных сотрудников на предприятии. Тут значение получается неточное, поэтому нормальную оценку при использовании такого метода провести не удастся.
Преимущества маркетинга персонала
У маркетинга персонала имеются и свои преимущества. К основным из них относят:
- Подбор кандидатов на вышестоящую должность из коллектива, который уже сложился. Не нужно искать сторонних специалистов.
- Сохранение производительности внутри предприятия, поскольку добавление новых сотрудников со временем становится рядовым мероприятием.
- Постепенное продвижение проверенных сотрудников по карьерной лестнице открывает возможности для молодых специалистов. Поэтому компания всегда будет взаимодействовать с современным рынком труда, добавлять «молодую» кровь.
- Если один из сотрудников уходит или не может продолжать работу, то его заменяют другим опытным специалистом. Не нужно торопиться, чтобы найти работника со стороны.
- Минимизация затрат на работу кадровых агентств.
- Если открывается определенная должность, можно выбрать среди нескольких специалистов, которые потенциально способны справиться с новыми обязательствами.
Недостатки маркетинга персонала
Грамотный маркетинг персонала дает свои результаты. Однако он имеет и отрицательные стороны:
- Высокие затраты;
- Требования к финансовым вложениям, чтобы обучать и повышать квалификацию у действующего персонала, покупать оборудование и улучшать имеющиеся технологии;
- Подбор новых кадров, которые далеко не всегда отвечают заявленным требованиям;
- Создание не самой благоприятной обстановки внутри коллектива, что приводит к возникновению стрессовых и конфликтных ситуаций;
- Создание условий, чтобы новые работники хорошо адаптировались в коллективе;
- Необходимость в моральном стимулировании кадров;
- Необходимость постоянно просматривать рынок труда, чтобы успевать заполучить талантливых специалистов.