Конкуренция в экономике и маркетинге: виды, преимущества и недостатки

Конкуренция представляет собой такой вид взаимодействия между компаниями на рынке, в рамках которого устанавливается своеобразная борьба, но с учетом правил, установленных действующим законодательством. Именно благодаря конкуренции формируются правильные цены на товары, доступные покупателям, улучшается сфера обслуживания, совершенствуется оборудование и внедряются новые современные технологии. К сожалению, конкуренция обладает и отрицательными сторонами, но в целом она положительно влияет на экономику страны, равно как маркетинг.

Кратко о понятии конкуренция

Конкуренция – соперничество между организациями, которые предоставляют аналогичные товары или услуги на рынке. Также она образуется в рамках ограниченной территории. К примеру, если продуктовые магазины располагаются в разных частях города или даже района, то между ними никакого соперничества формироваться не будет.

Чтобы выдерживать конкуренцию, компании используют разные способы:

  • Внедряют программу лояльности;
  • Делают скидки на товары;
  • Используют современное оборудование, чтобы снизить себестоимость;
  • Развивают сеть;
  • Делают бонусы, если клиенты приводят своих друзей.

Есть много способов выдержать конкуренцию, но большинство из них подходят преимущественно крупным организациям. Новички слабо себе представляют, как проходит соперничество, поэтому нередко допускают ошибки.

Преимущества и недостатки конкуренции на рынке

Выделяют 4 основных преимущества, которые формируются благодаря наличию конкуренции на рынке:

  • Улучшается качество товаров, поскольку организации вынуждены использовать новое и современное оборудование, а также вести разработки в направлении его улучшения;
  • Делает рыночные отношения честными, поскольку компании не могут монополизировать рынок, чтобы диктовать свои условия потенциальным покупателям;
  • Исключает вероятность появления дефицита продукции, поскольку сразу несколько предприятий занимаются их производством в рамках конкретных территорий;
  • Положительно сказывается на удобствах потенциальных покупателей, поскольку организации должны подстраиваться под них, делать товары, которые требуются клиентам, а не те, которые они сами хотят выпускать.

Конкуренция в экономике и маркетинге: виды, преимущества и недостатки

Что касается недостатков, то на данный момент нельзя назвать конкуренцию чистой структурой. Многие предприниматели используют разные методы, включая не совсем честные, чтобы устранить своих соперников. Также большинство предпринимателей не выдерживают набора конкурентной борьбы, и перестают вести свое дело в первые несколько месяцев.

Основные виды конкуренции в рыночной экономике и их характеристика

К главным видам конкуренции относят:

  • Совершенная. При ней на рынке имеется множество фирм, которые занимаются изготовлением одинаковых товаров или предоставлением аналогичных услуг;
  • Монополистическая. При ней несколько крупных организаций занимаются изготовлением товаров. Из-за ограниченного количества компаний они могут контролировать цены и качество продукции;
  • Олигополия. При ней весь рынок на определенной территории принадлежит нескольким крупным корпорациям;
  • Монополия. При ней все конкретные товары в рамках заданной территории производятся только одной компанией.

Совершенная и несовершенная конкуренция: что это за виды

Совершенная конкуренция считается наиболее удачной для развития прогресса и улучшения качества жизни потребителей. При ней:

  • На рынке присутствует много мелких или средних компаний, которые занимаются изготовлением одного и того же продукта;
  • Качество всех товаров удовлетворительно, потребителю в целом неважно, у кого именно он покупает продукцию, кто является производителем;
  • Доля отдельного участника рынка настолько небольшая, что если он исчезнет или начнет торговать с более высокими ценами, потребитель не заметит соответствующего изменения;
  • Новые фирмы могут запросто начать развиваться в этом направлении, они не встретят препятствий или давления со стороны более крупных компаний;
  • Состояние рынка и информация по нему находятся в открытом доступе, любой человек или предприниматель сможет изучить ее.

Конкуренция в экономике и маркетинге: виды, преимущества и недостатки

К несовершенной конкуренции относятся все остальные виды. Наиболее сложной и проблемной является монополия, поскольку ее руководство может самостоятельно устанавливать цены, и потребитель будет вынужден принимать условия «игры», даже если они губительны для него.

Какие бывают виды конкуренции в маркетинге

Если рассматривать конкуренцию не в экономике, а маркетинге, то выделяют следующие 3 вида:

  • Функциональная. В ней соперничают между собой фирмы, которые решают единую потребность потребителя. Это может быть питание, связь, коммунальные услуги и т.д.;
  • Видовая. Здесь рассматривается один товар, но в рамках более мелких его характеристик. К примеру, аналогичные по ценам транспортные средства могут отличаться по уровню комфорта, доступности деталей на рынке автозапчастей, расходу топливных ресурсов и т.д.;
  • Предметная. Здесь рассматривают 2 аналогичных товара, но отличающихся по качеству. Например, два холодильника, которые отличаются по ценам, будут служить 3 или 5 лет соответственно.

Конкуренция в экономике и маркетинге: виды, преимущества и недостатки

В чем различия добросовестного и недобросовестного видов конкуренции

Различия между добросовестной и недобросовестной конкуренции просматриваются уже в названии. В первом случае производитель или поставщик услуг будет использовать традиционные и честные виды соперничества. Он станет улучшать качество своих товаров, снижать себестоимость, чтобы выиграть внимание потенциальных покупателей. Недобросовестные виды – виды, при которых используются нечестные методы. Например:

  • Черный пиар;
  • Поддельные разоблачения;
  • Промышленный шпионаж;
  • Подделка продукции;
  • Шантаж;
  • Обман клиентов.

Почти все виды недобросовестной конкуренции противоречат законодательству, поэтому оборачиваются административной или даже уголовной ответственностью.

Монополия как вид конкуренции: кому подходит и чем сопровождается

Монополия – ситуация, когда одно крупное предприятие закрывает всю рыночную нишу. Из-за этого оно может диктовать свои условия, даже если они неинтересны покупателям. Фактически монополию нельзя считать конкуренцией, поскольку здесь никакого соперничества не наблюдается.

Несмотря на различные антимонопольные программы, в мире все еще есть компании, которые занимаются соответствующей деятельностью:

  • Естественные. Это такие компании, которые образуются естественным образом. Например, если получить лицензию на вид деятельности слишком сложно, что только один предприниматель из тысяч решится на это;
  • Государственная. В этом случае государство на законодательном уровне выбирает компанию, которой дает полный карт-бланш;
  • Открытая. В этом случае ситуация носит лишь временный характер. Например, если рыночная ниша пустует, одно предприятие может постараться заполнить ее. Но другие компании могут выйти на рынок без препятствий.

Мировые примеры различных видов конкуренции

Обычно примеры совершенной конкуренции не рассматриваются, поскольку сейчас именно такой формат наблюдается в 80% случаев. Но иногда возникают ситуации, которые выходят за рамки. Примеры:

  • Компания Parallels, которая выпустила ПО для установки Windows на устройства Эпл. Рыночная ниша была свободной, поэтому компания стала открытой монополией;
  • Компания Apple, которая сейчас является естественной монополией, поскольку предлагает смартфоны и другую мобильную технику нового поколения (хотя у нее и есть мировые конкуренты);
  • Ford – компания, которая тоже стала естественной монополией, но вышедшей из совершенной конкуренции. Организация просто вкладывала деньги в развитие и разработку, в то время как остальные бренды этим не занимались.

Конкуренция в экономике и маркетинге: виды, преимущества и недостатки

Ценные рекомендации: как победить в борьбе с конкурентом

Есть много способов, помогающих выдержать конкурентную борьбу, причем все они – законные. Они формируются в зависимости от того, какую именно нишу планирует занимать предприниматель. Но в целом можно выделить несколько общих рекомендаций:

  • Анализ спроса, чтобы давать покупателям именно то, что они хотят получить;
  • Внедрение различных акций, программ лояльности и бонусных предложений;
  • Правильное использование представленных в современности маркетинговых инструментов. Нередко именно здесь возникают сложности, поскольку бизнесмен неправильно выбирает инструмент, из-за чего его продажи падают;
  • Анализ конкурентов, чтобы примерно предполагать их дальнейшие шаги.

Конкуренция в экономике и маркетинге: виды, преимущества и недостатки

Выводы о том, зачем в бизнесе нужна конкуренция

В бизнесе нельзя обходиться без конкуренции. Именно она обеспечивает движение вперед. И это касается не только удобств, но и технологий. Но есть несколько опций, которые являются самыми важными:

  • Регулировка. Благодаря соперничеству компании не могут диктовать свои условия, благодаря чему создаются честные цены, качества товаров, количество поставок и т.д.;
  • Адаптация. Компании вынуждены менять продукцию, чтобы она отвечала текущим требованиям клиентов;
  • Технологическая. Предприятия должны выделять деньги на разработку, чтобы снижать себестоимость, ускорять процесс производства и т.д.

Также стоит рассматривать распределительную опцию, при которой предприниматель должен сам понимать и разбираться, куда именно ему направить усилия, чтобы получить прибыль. Так все организации выбирают свое направление, тем самым «разбавляя» соперничество.

REKLAMAsite
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии